Автомобилистам на заметку

Автомобилистам на заметку

Сжиженныйгаз: автомобилистам на "заметку" про газ для их авто. Не всякий сжиженный газ «полезен» для вашего авто, причем в этом случае экономия не только сомнительна, но и чревата, хотя очевидным это становится не сразу. Пока что не экологические побуждения, не сомнительные мощностные характеристики двигателя на газовом топливе, а разница в цене 1 литра газа и бензина – играет на пользу производителей газового топлива и газобалонного оборудования. Внимательный водитель наверняк3560_propan_butanа замечал, что иногда, после заправки газом на АГЗС одного бренда «железный конь» ведет себя резвее и его пробег становится больше обычного. Однако после заправки на другой брендированной станции – динамика авто падает, двигатель работает нестабильно, а пробег на одной заправке сокращается. И это только то что можно ощутить. Имеем ситуацию, когда качество топлива, в данном случае – автогаза, имеет огромное значение! Сравниваем Бензин vs Газ Обывателю аналогии сравнения автомобильного топлива не сильно бросаются в глаза, т.к. многое зависит от того, что и с чем сравнивать. Оптимальность по параметру «цена» – безусловно становится очевидной, сравнивая стоимость бензина и автогаза, в то время как параметр «качества» топлива – следует рассматривать внутри отдельных видов нефтепродуктов. Поэтому правильнее сравнивать бензин среди бензинов, а автогаз – среди автомобильных газов, а не с бензином, как это у нас более популярно и удобно делать. Так, например, если для автомобиля с бензиновым двигателем рекомендованной является марка А95, заботливый хозяин готов покупать 95й с приставкой «эко», «супер», «евро» и др., что, безусловно «бьет по карману», лишь бы машина долгое время демонстрировала высокие потребительские качества и меньше проводила времени на СТО. Менее охотно, или как вынужденная мера в условиях роста цен, все же рассматривается заправка качественным А92. Однако в условиях стремительного роста цен на АЗС, потребитель вынужден идти на осознанное приобретение топлива доведенного различными методами до этой марки (А92), что для техники губительно и недопустимо, но на удивление автомобиль продолжает ездить. Подобные аналогии следует усматривать и в автомобильном газовом топливе. Значительная зависимость Украины от импорта нефтепродуктов, возникшая вследствие закрытия почти всех отечественных НПЗ, которая с годами только усиливается, породила уязвимость страны от колебаний мировой конъюнктуры. Так, рост мировых цен на нефть, а также любые региональные ценовые колебания, ставшие следствием политических, экономических и др. факторов – ведут к установлению высоких цен на все сырьевые энергоресурсы, а также способствуют росту стоимости автомобильного топлива: бензина, ДТ, а также их ближайшей и наиболее реальной альтернативы – сжиженного газа. Роль сжиженного газа возрастает из года в год. Причиной тому является более привлекательный ценник (почти на 50% меньше А95), который заставляет задуматься водителя со средним уровнем достатка и ниже, а также выкатывающего не меньше 2000 км/месяц – о целесообразности перехода на автогаз. Однако, переводя авто и используя автогаз, т.е. отдавая предпочтение экономии денег, «боком» может выйти незнание угроз, исходящих вследствие пренебрежения качеством газового топлива. А качество продаваемого на украинских АГЗС автогаза – ну очень разное, и около 95% – не рассчитано для использования на автомобильном транспорте, но авто – продолжает ездить… Например, с бензином все проще: его качество можно идентифицировать еще до использования по назначению, в т.ч. по цене, ассортименту, бренду и др. С газом все сложнее: на заправках он называется одинаково (пропан-бутан, LPG..), лишь по документам на кассе АГЗС можно идентифицировать его качество, и то условно. К сожалению, до этого этапа (проверка сертификата качества на АГЗС) доходят немногие покупатели топлива.   Газы бывают разные: стандарты качества сжиженного газа Сейчас в Украине почти не производится сжиженный газ, предназначенный для автотранспорта. Более того, подавляющее большинство ввозимого в страну этого ресурса (т.к. своего хватает лишь на 50%) имеет подобные же показатели качества и потребительские характеристики. Речь идет о газе, который соответствует ДСТУ 4047-2001. К сожалению, стандарта для сжиженного газа для автомобильного транспорта в Украине нет. А как известно, газовое автотопливо должно удовлетворять стандартам: ГОСТ 27578-87, EN 589. Европейским международным стандартом EN 589, в зависимости от минимального давления насыщенных паров, установлено 5 сортов сжиженных газов: «A» – используется при температуре окружающей среды -10ºС; «B» – при -5ºС; «C» – при 0ºС; «D» – при +10ºС; «E» – при +20ºС, что позволяет применять сжиженные газы в разные периоды года в различных климатических условиях. Стандарт ДСТУ 4047-2001 «Гази вуглеводневіскрапленіпаливні для комунально-побутовогоспоживання. Технічніумови» – распространяется на углеводородные сжиженные газы, предназначенные для использования в качестве топлива для коммунально-бытового потребления и для промышленных целей. Им регламентируется использование следующих технических газовых смесей: - пропан технический (ПТ); - смесь пропана технического и бутана технического (СПБТ); - бутан технический (БТ). Стандарт ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» (введен 1.07.1988), описывает свойства и применение видов газового топлива: - пропан автомобильный (ПА); - пропан-бутан автомобильный (ПБА); «Марка газа ПБА допускается к применению во всех климатических районах (бывшего СССР) при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20ºС. Марка ПА применяется в зимний период в тех климатических районах, где температура окружающего воздуха опускается ниже минус 20ºС и рекомендуемый температурный интервал ее применения от минус 20ºС до минус 35ºС. В весенний период времени с целью полного израсходования запасов сжиженного газа марки ПА допускается ее применение при температуре до 10ºС», – ГОСТ 27578-87. Даже если в Украине произвести топливо, соответствующее стандартам автогаза, его нельзя будет продать за «свои деньги», т.к. продавец будет вынужден позиционировать товар как более дешевые технические смеси широкого употребления (СПБТ, БТ, ПТ) только потому, что трейдеры, оптовики, и владельцы АЗС, пренебрегающие качеством, не станут переплачивать за сырье в котором абсолютно не разбирается конечный потребитель, т.е. мы с вами. Это и открывает путь «коммунальному» газу на автоколонки АЗС, а с ним: сере, содержащейся в нем, – в топливную систему авто и двигатель, а нерастворимому жидкому остатку, который с годами накапливается – в бак. Не проехав на новом установленном ГБО и 10 тыс. км, авто может вынуждено посетить СТО, по причине нестабильной работы двигателя. Причина тому – наличие в баке эмульсии, объем которой может достигать 10% бака. Именно она и есть тот «жидкий остаток», который разрешается в пределах 0,7-1,6% объемной части. По сути – это мусор, который образуется в процессе производства, но НПЗ не считают нужным его удалять, ведь тогда, на те же объемы продаж нужно будет отгружать больше сжиженного газа, что существенно снизит рентабельность производства. Из-за «жидкого остатка» сжиженный газ не полностью сгорает в двигателе, что приводит к образованию нагара на впускных клапанах и забивает газовые форсунки. Поэтому водителям перед заправкой на АГС следует обратить внимание на паспорт качества СУГа у кассы: чем меньше этого «мусора» – тем лучше для двигателя и газобаллонной установки. Даже если на газ переводить старые автомобили хозяев с невысоким достатком, жидкий остаток не позволит им сэкономить на топливе. Из-за неправильного сгорания пропан-бутана расход топлива, который и так больше по сравнению с бензином, только увеличивается. К тому же, со временем это выводит двигатель из строя (Источник:Полякова М. «Чем плох сжиженный газ для автомобилей»//Форбс, 4.12.2012). Другими словами, пока потребитель не разбирается в качестве газового автотоплива, и таким образом не может требовать его от продавца, – вопрос его стандартизации не актуален. Не актуален еще и потому, что стандартизация подобной продукции существенно повлияет на конечную цену газа на АГЗС, что несколько снизит привлекательность автогаза для автомобилистов. Хотя с другой стороны, если речь идет об экологических преимуществах автогаза, то они сохраняются в полной мере, более того экономика останется «в плюсе» в сравнении с бензином и дизелем. Конечно же, Украина – не единственная страна, столкнувшаяся с проблемой отсутствия стандарта для газового автотоплива, но одна из тех, кто не продвинулся ни на шаг в ее решении. Госинспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребинспекция) в компетенции проверять качество нефтепродуктов на АЗС, но пока что отбираются пробы только на бензины и ДТ. Сжиженный газ – не проверяется, т.к. распоряжения на проверку пропана-бутана от департамента технического регулирования Минэкономразвития в Госпотребинспекцию не поступают. Его не могут выдать, потому что отсутствуют стандарты на газ как автомобильное топливо. Страны по-разному решают проблему стандартизации автомобильного газа: Беларусь – адаптирует, т.е. переводит и принимает европейский стандарт (EN 589), РФ – пользуется стандартами СССР, в т.ч. разработанными тогда же отдельно для экспортной продукции, заботясь об авто европейских потребителей. Стандарты сжиженного газа соседних стран и производителей Беларусь пошла по наиболее простому пути, адаптировав европейский стандарт EN 589. СТБ EN 589-2008 – Государственный стандарт Республики Беларусь «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Газы углеводородные сжиженные Технические требования и методы испытаний», который был введен с 2009 г. и является абсолютно идентичным европейскому стандарту EN 589 с аналогичным названием. В РФ, с советских времен пользуются стандартом ГОСТ 20448-90 – для коммунального газа, ГОСТ 21443-75 – устанавливает параметры для сжиженного газа, поставляемого на экспорт. ГОСТ 27578-87 – предписывает технические условия для автогаза, который почти не производится на предприятиях РФ. Во всяком случае, пока что не удалось установить его наличие в номенклатуре производимой продукции крупных отраслевых предприятий РФ. Та же история с Казахстаном, который является еще одним внешним поставщиком «автогаза» для украинских автомобилистов, используя стандарты советских времен. В Украине не применяется советский стандарт для автомобильного газа, в то время как адаптирован стандарт СССР для коммунально-бытового потребления. Тем самым создается, с одной стороны – неразбериха в количестве номенклатуры газов, подходящих для использования на авто и в быту, а с другой – место для маневра производителей и трейдеров. Поскольку технические условия «коммунального» газа при определенных допусках могут подходить и для использования в автомобильном транспорте и это на фоне различных физико-химических, потребительских свойств, себестоимости, а значит и цене конечного продукта на АГЗС. Как видно, лишь Белорусский ГПЗ способен предложить украинскому рынку «настоящий» автогаз. Почти все газовое топливо, производимое на мощностях основных украинских нефте- и газоперерабатывающих предприятий: ПАО «Укрнафта», ПАО «Укргазвыдобування», ПАО «Укртатнафта» – представляет собой технические газы – для коммунальных потребностей, потребностей промышленности и нефтехимии. Пока что сжиженный газ, согласно техническим условиям – пригодный для использования в качестве автомобильного топлива (т.е. ПБА) в Украине, способны производить и предложить два отечественных частных газодобытчика, один из них – «Регал Петролеум». Сравнительно небольшие объемы производства «правильного» автогаза пока что не позволяют этим предприятиям сделать топливо доступным для большинства автомобилистов, но оно уже попадает в розничные сети. Найдите его и почувствуйте разницу… Каким и чьим сжиженным газом вы заправляете свое авто? Самое время задуматься… Александр Лактионов, кандидат наук Главный специалист по исследованию энергетических рынков добывающейкомпании “Смарт Энерджи” По материалам Finance.UA
 02.07.2015
 (146 переглядів)
Розрахунок економії палива